Взаимный договор волонтера и организации: советы руководителя Даниловцев
Волонтерство – это не только добрые дела, но и ряд прав и обязанностей организации и её волонтера по отношению друг к другу и к своим подопечным. Это всегда взаимный договор. Советы волонтерам дает Юрий Белановский, руководитель движения «Даниловцы».
Смотрите видео или читайте текстовую расшифровку ниже:
Мало кто над этим задумывается, но волонтерство – это не только добрые дела, которые я осуществляю. Если я работаю вместе с какой-то организацией или от имени какой-то организации, то волонтерство во многом – это взаимный договор.
Я проиллюстрирую на примере первого собеседования, когда человек приходит познакомиться с организацией, с ее деятельностью, и когда организация хочет познакомиться с человеком. Очень важно вот это слово – «взаимность». Быть волонтером – это не пирамидальная история, когда есть начальник и есть я как исполнитель. Быть волонтером – это поиск и нахождение своего места в некоем сообществе, это горизонтальная история, где у человека очень много социальных, человеческих связей, очень много отношений. И именно поэтому быть волонтером в организации – это взаимный договор. Волонтерство – это баланс, где что-то, что связано со мной, как с волонтером, уравновешивается тем, что связано с организацией. И наоборот – то, что с организацией – уравновешивается мной. Что я имею в виду?
Прежде всего это формальная открытость. Формальная открытость – это значит, что когда я прихожу на собеседование, совершенно очевидно для меня – и я это принимаю! – что я должен представиться, меня могут попросить подтвердить ФИО, подтвердить прописку и т.д. – т.е. показать паспорт. Почему? Потому что волонтерство должно иметь фильтры от мошенников, от каких-то злодеев и так далее. Это совершенно нормальная история. Мне могут задать и какие-то другие формальные вопросы: когда у меня день рождения, когда у меня есть какое-то свободное время и так далее. Это на одной чаше весов. Но я обязан уравновесить это тем, что я такие же вопросы должен задать организации. А настоящая ли вы организация или просто какая-то группа друзей? Есть ли у вас уставные документы? В конце концов, какой у вас бюджет? И хотя бы в общих чертах опишите, как он складывается. Если я свое имя отдаю организации – я бы хотел про нее что-то знать! И организация тоже должна быть открыта! Это один из признаков хорошей, правильной организации. Но это формальная часть. Она достаточно простая.
Дальше, как правило, волонтеру важно поделиться своими мотивами. Почему он выбрал именно это направление? Почему он пришел именно сюда? И так далее. Но в то же время ему важно опять же все уравновесить и узнать – а почему эта организация заинтересована в таких людях, как он? Что вообще движет организацией в развитии именно этой темы? Если мы говорим о настоящем волонтерстве, очевидно, что это не коммерция, не бизнес. Но что?
Следующий момент – волонтер приносит в дар (не организации, очевидно, а подопечным – дети, старики или еще кто-то) свое время, свои силы, свои ресурсы. Это на одной чаше весов. Но надо понять – а что привносит организация? Скорее всего, разговор пойдет о том, что организация – это прежде всего собрание определенного опыта, определенная преемственность, т.е. что волонтер сможет чему-то научиться и быть в контексте этого опыта. Организация – это ресурс, потому что волонтер помогает руками, силами, но все равно иногда нужны какие-то силы, средства, иногда деньги, иногда какие-то вещи или еще что-то – организация может их обеспечить. Организация – это гарант непрерывности процесса. Потому что волонтер сегодня пришел, а завтра у него так сложились обстоятельства, что он не может. Но бабушка-то в доме престарелых ждет! И кто-то должен к ней прийти! Значит, организация является гарантом этого. Я перечислил то, что мне близко и понятно. Но что-то в этом духе организация должна, конечно, сказать. И тогда человек понимает: «И я вкладываюсь – и в меня вкладываются! И в наших подопечных вкладываются! Вот, мы все вместе вкладываемся».
Есть еще такой пласт вопросов, про которые нельзя забыть. У организации они достаточно личного характера. Например, любая организация может спросить: «Нет ли у вас венерических заболеваний? Нет ли у Вас судимости?» или еще что-то в этом духе. Какие выводы сделает организация, это уже зависит от ее устава, от того, где она работает. Но тем не менее, она эти вопросы может задать. Но какие есть вопросы со стороны человека, которые тоже важны, и они часто могут быть упущены? Они лежат немножко в другой области. Это вопросы, связанные с, прямо скажем, неким комфортом волонтера, его безопасностью и эффективностью. Т.е. он не должен забыть спросить: во-первых, «Что конкретно мне полагается?» Какое обучение? Какое, может быть, оборудование или ещё что-то? Что конкретно действительно я буду делать? Не в смысле: «Мы едем помогать бабушкам. Отлично, поехали!». А потом вы приезжаете: «Так что делать-то?..». Этот вопрос нельзя забыть. Кто надо мной старший, кто решает мои проблемы? Если я столкнулся с какой-то трудностью, если произошел, может быть, какой-то конфликт или еще что-то – кто решает мои проблемы? Если организация предлагает на что-то скидываться – то здесь со стороны волонтеров должны быть очень серьезные вопросы: да, я скидываюсь, но тогда давайте вместе разберем, что на это покупается?
Почему речь идет о взаимном договоре? Потому что это права и обязанности. И вот они тоже должны быть уравновешены. У волонтера есть ключевое, неотъемлемое право – это право прекратить работу в любой момент. На то он и волонтер, что у него другие ценности могут быть выше. Семья, может быть, работа – это его право. Если мы договорились сегодня поехать в дом престарелых, а ему позвонил начальник и сказал: «Ты обязан быть на работе!» — то простите, но он поедет на работу. Но! Право волонтера в любой момент покинуть группу должно быть тоже уравновешено как-то нашим правом, как организации, прекратить с ним сотрудничество в любой момент. Потому что у организации всегда есть какие-то внутренние основания, связанные с безопасностью подопечных, с пользой для подопечных или с рисками самого волонтера. Бывают волонтеры, которые очень опрометчиво бросаются: «Фиг с ней, с работой и семьей! Я вот буду здесь!». Но организация даже вправе поставить ультиматум: «Мы не хотим, чтобы ты потерял работу, потерял семью – а потом пришел к нам с претензиями!». И отсюда же рождаются обязанности. У волонтеров обязанности, в данном случае, очевидны: он берет на себя обязательства соблюдать правила или технику безопасности и делать то дело, за которое взял ответственность. А у организации обязанность – это как раз поддерживать волонтера, обеспечить всем необходимым, предоставить ему обучение или еще что-то… Всё, на мой взгляд, здесь должно быть уравновешено. Именно потому, что волонтерство – это отношения, а не пирамида. И если волонтер подойдет с таким пониманием и увидит, что в организации также подходят к нему – то я думаю, что их сотрудничество будет долгим и хорошим.
Материал подготовлен в рамках “Человек – человеку” – просветительского проекта Школы социального волонтерства в формате видео-блогов.