Общение волонтера с родственниками ребенка в больнице. Реплика координатора Даниловцев
В больницах происходит общение не только с подопечными детьми, но и с их родителями. Есть ряд моментов, которые волонтеру необходимо учитывать при общении с родственниками подопечных. Рассказывает Татьяна Сабрекова, координатор группы Добровольческого движения «Даниловцы» в Морозовской детской городской клинической больнице.
Смотрите видео или читайте текстовую расшифровку ниже:
Ещё хочется сказать о том, что когда мы приходим на посещение, мы общаемся не только с детьми, но и со взрослыми – с родственниками, часто с мамами, а иногда и с папами, и с бабушками. Это немного другое общение. И здесь важно знать некоторые моменты, которые будут полезны.
Часто возникает вопрос, стоит ли вмешиваться в какие-то конфликты или отношения между детьми и родителями, родителями и врачами и т.д. Действительно, больница – такое место, где чувства как-то задеваются за живое. Хочется много сопереживать, волноваться и очень много помогать, как-то вмешиваться и восстанавливать справедливость. Нужно сначала остановиться, пронаблюдать ситуацию и понять, что ты можешь сделать. На самом деле часто ситуация не требует вмешательства волонтёров. Волонтёр приходит и организует досуг детей на час-два раз или два в неделю. Это считанные часы, действительно. А ребёнок с родителем находится 24 часа в сутки, у них уже есть какие-то свои отношения. И, как это ни странно, иногда, когда мама что-то предъявляет ребёнку – это может ребёнку помогать, но человек со стороны может этого не знать. В принципе, когда в отношения вмешивается кто-то третий, тем более чужой человек – он точно начинает конкурировать с родителем за ребёнка и размывает их отношения. Лучше дать им самим разобраться, потому что это всё-таки их отношения, а вы – человек приходящий. Другое дело, когда действительно нарушаются какие-то ваши правила в вашем пространстве: например, мама очень сильно кричит или бьёт ребёнка. такое бывает. Я однажды была свидетелем того, как одна мама очень любила кричать, и это отражалось на всех детях. Даже мне становилось как-то страшновато, честно говоря. Я говорила: «Пожалуйста, можете ли потише. У нас не кричат» Т.е. не влезая в конкретные отношения, не говоря маме каких-то конкретных претензий, обращаться к общим правилам, которые относятся ко всем взрослым.
В принципе, если это касается родителей – не бояться и других правил, если это не связано с какими-то конфликтами и т.д. Если родители нарушают правила – важно тоже не стесняться им сказать про это. Например, у меня был такой случай: родительница приходила и заглядывала во все шкафы, чтобы посмотреть, что нужно её ребёнку. А наша игровая была под опекой фонда, и обычно предлагали материалы наши сотрудники. И когда я это сказала – мол, «вы знаете, мы по шкафам не рекомендуем заглядывать самостоятельно, я скажу, что есть, а вы выберете, что вам нужно», маме очень это не понравилось, и мы долго с этим разбирались. Но в принципе, большинство родителей относятся к этому нормально. Ну, всегда бывают какие-то люди, которым что-то не нравится. Но важно иметь какую-то стойкость и внутреннее понимание, зачем эти правила нужны вам, зачем они нужны группе, как это помогает. Просто быть стойкими в этом, и всегда тактичным и уважительным по отношению ко взрослому, понимая его ситуацию, и всегда объяснить, почему это важно. Нормальные люди всегда поймут это, в больнице они или нет. Поймут, почему это важно и присоединятся к соблюдению.
Материал подготовлен в рамках “Человек – человеку” – просветительского проекта Школы социального волонтерства в формате видео-блогов.